Отраслевой совет обрабатывающей промышленности и базовых отраслей
Председатель
Айтуов Ербол Абдыашимович
Вице-президент по производственным активам АО «KazPetroDrilling» (малый бизнес в сфере промышленности),
В период работы в три раза увеличена реализация выпускаемой продукции, увеличение доли рынка с 50% до 87% в поставке нефтепромыслового оборудования.
1.
Описание проблемного вопроса - Отсутствие отраслевых экспертов в регионе, за исключением экспертов в мебельной отрасли.
Инициатор - Предприниматели машиностроительной отрасли
Краткая характеристика проблемного вопроса - В связи с отсутствием экспертов в регионе предприниматели Мангистауской области вынуждены привлекать специалистов из других регионов, оплачивая их проезд, проживание и другие расходы, что приводит к дополнительным финансовым затратам для бизнеса.
Пути решения - Внести изменения в Приложение №2 к решению Президиума НПП Республики Казахстан «Атамекен» от «20» февраля 2020 года Протокол №4 «Правил формирования и ведения реестра ОТП, работ и услуг, а также выдачи Индустриального сертификата» в части выделения регионального отраслевого эксперта по машиностроительной и строительной отраслям.
Статус - В работе
Ход исполнения - Данный вопрос, как проблемный, неоднократно поднимался предпринимателями, желающими получить индустриальный сертификат, в своих обращениях. Все поступившие обращения перенаправлялись в Департамент сертификации происхождения товара с просьбой оказать содействие в решении данной проблемы. Поскольку многие из обратившихся предпринимателей являются субъектами малого и среднего бизнеса, они не имеют возможности привлекать отраслевых экспертов из других регионов из-за значительных расходов на оплату их услуг, включая стоимость гостиницы, авиаперелетов и прочих связанных затрат. Для большинства предпринимателей такие расходы являются неподъемными. Таким образом, данная проблема остается актуальной на протяжении последних двух лет. В связи с этим были направлены следующие служебные записки: в адрес Департамента сертификации происхождения товаров (№ СЗ-РПП13/00050 от 02.02.2021 г.); На имя заместителя председателя Правления НПП РК «Атамекен» Саулебай М.О. (№ СЗ-РПП13/00021 от 26.01.2023 г.). Кроме того, в 2024 году данный вопрос поднимался повторно. Однако на текущий момент он все еще находится в работе.
2.
Описание проблемного вопроса - Отсутствие единых требований к предпринимателям по отраслевым критериям при получении Индустриального сертификата
Инициатор - ТОО "Dzhasyk company"
Краткая характеристика проблемного вопроса - По Индустриальному сертификату предусмотрены отраслевые критерии для каждой отрасли, утвержденные соответствующими ассоциациями. Например: В мебельной отрасли в отраслевых критериях установлено, что оборудование должно находиться в собственности, а также введены ограничения по количеству сотрудников. В частности, для производства корпусной мебели требуется не менее 12 работников. В машиностроительной отрасли, напротив, допускается аренда оборудования, и ограничения по количеству сотрудников отсутствуют, что создает риски появления лжепроизводителей.
Пути решения - Разработать единые требования по отраслевым критериям по получению индустриального сертификата.
Статус - В работе
Ход исполнения - Была направлена служебная записка на имя заместителя председателя Правления НПП РК «Атамекен» Саулебай М.О. (№ СЗ-РПП13/00021 от 26.01.2023 г.). В 2024 году по данному вопросу состоялись онлайн-встречи в формате ZOOM, на которых проведены обсуждения. Однако по итогам рассмотрения было отказано со ссылкой на требования СНиП и ГОСТ.
3.
Описание проблемного вопроса - Расширение территории СЭЗ "Морпорт Актау": присоединение территории промышленного района к СЭЗ "Морпорт Актау" для развития обрабатывающего сектора и открытие специальной экономической зоны в городе Жанаозен
Инициатор - Члены ОС
Краткая характеристика проблемного вопроса - По инициативе ОС обрабатывающей промышленности и базовых отраслей при РПП Мангистауской области было предложено в территорию СЭЗ «Морпорт г.Актау» включить промышленную зону г.Жанаозен, тем самым расширить территорию.
Пути решения - Необходимо разработать обоснование, модернизировать инфраструктуру, провести экономический анализ и получить поддержку от МНЭ РК
Статус - В работе
Ход исполнения - Земельный участок площадью 280,8238 га, находящийся в управлении технопарка г. Жанаозен, был передан на баланс отдела предпринимательства и сельского хозяйства города Жанаозен с целью последующей передачи в состав СЭЗ «Морпорт Актау». Соответствующие документы были направлены в Министерство индустрии и строительства Республики Казахстан письмом №02-13-243 от 22 января 2024 года. В настоящее время ожидается принятие постановления Правительства Республики Казахстан, вопрос находится на рассмотрении в Министерстве национальной экономики Республики Казахстан.
4.
Описание проблемного вопроса - Отключение от электроснабжения и водоснабжения предприятий в регионе, в том числе в городе Жанаозен
Инициатор - Члены ОС
Краткая характеристика проблемного вопроса - Так как ежегодно наблюдается отключение электрической энергии и водообеспечения предприятий региона, в т.ч. в г. Жанаозен. Это негативно отражается на производстве и своевременном исполнении договоров, что ведет к штрафам со стороны заказчиков и расторжению контрактов (дальнейшее закрытие предприятия и сокращение рабочих мест).
Пути решения - Внесение изменений в договора между «Заказчиком» (АО «ФНБ «Самрук Казына») и «Поставщиком» (предприниматель) касательно включения в раздел «Форс-мажорные обстоятельства» ситуации, связанных с отключением коммунальных услуг, возникших не по вине предпринимателя
Статус - В работе
Ход исполнения - 11.10.2024 г. была направлена СЗ в адрес Департамента обрабатывающей промышленности НПП РК "Атамекен". Вопрос включен в перечень проблемных вопросов 2024 года.
5.
Описание проблемного вопроса - При расчете доли местного содержания предприятия учитывать количество сотрудников, работающих через аутсорсинг
Инициатор - Члены ОС
Краткая характеристика проблемного вопроса - Так как, при получении сертификата СТ-KZ сотрудники предприятия должны быть в штате. Но, как мировая практика показывает, основная часть работы выполняется через аутсорсинг.
Пути решения - Внести изменения в Приказ МТИ РК от 13 июля 2021 года № 454-НҚ «Об утверждении Правил по определению страны происхождения товара, статуса товара Евразийского экономического союза или иностранного товара, выдаче сертификата о происхождении товара и отмене его действия, установлении форм сертификата по определению страны происхождения товара»: 1. при расчете доли местного содержания предприятия учитывать количество сотрудников, работающих через аутсорсинг. 2. установить единую тарифную сетку по кодам ТН ВЭД при выдаче акта экспертизы. К примеру, тарифы нотариальных услуг для всех нотариусов едины и аналогичную систему внедрить при получении акта экспертизы с определением срока рассмотрения заявок.
Статус - В работе
Ход исполнения - Протокол совещания был направлен в Департамент сертификации происхождения товара НПП РК "Атамекен". Однако ответа не последовало. Повторно была направлена служебная записка и в настоящее время ожидается ответ.
6.
Описание проблемного вопроса - Согласно Правилам АО «Самрук-Казына» в контрактах между Заказчиками и Поставщиками по пункту «форс-мажорные обстоятельства» исключено определение «забастовка» и для подтверждения форс-мажора необходимо обратиться в адрес ВТП РК.
Инициатор - Члены ОС
Краткая характеристика проблемного вопроса - Согласно Правилам АО «Самрук-Казына» в контрактах между Заказчиками и Поставщиками по пункту «форс-мажорные обстоятельства» исключено определение «забастовка» и для подтверждения форс-мажора необходимо обратиться в адрес ВТП РК. Однако, ВТП РК рассматривает процесс длительно и для получения свидетельства о форс-мажоре оплачивается сумма в размере 1% от стоимости договора, что обходится дорого и бизнесу выгодно оплатить штраф в размере 0,01% от стоимости договора.
Пути решения - Внести изменения в Положение о порядке свидетельствования ТОО «Внешнеторговая палата Казахстана» обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора) и обстоятельств «Hardship»: РПП наделить правом осуществления выдачи свидетельства о форс-мажоре по забастовкам для оперативного рассмотрения с уменьшением стоимости услуг по свидетельствованию форс-мажора.
Статус - В работе
Ход исполнения - Протокол совещания был направлен в адрес ВТП РК. Однако ответа не последовало. Повторно была направлена служебная записка и в настоящее время ожидается ответ.
7.
Описание проблемного вопроса - Упрощение получения лицензии на строительно-монтажные работы I категории
Инициатор - Алапанов Б.Н., член ОС
Краткая характеристика проблемного вопроса - Деятельность в области архитектуры, градостроительства и строительства в Казахстане подлежит обязательному лицензированию. Существует три основные категории лицензий. Лицензия I категории на СМР выдается для осуществления проектной деятельности и СМР на сложных объектах. Для получения такой лицензии требуется наличие подтвержденного опыта работы в сфере строительства не менее 10 лет в Казахстане или за его пределами. Помимо опыта работы, лицензиат должен соответствовать квалификационным требованиям и иметь производственную базу, содержащую здания или помещения. Требуется также наличие минимального комплекта оборудования, машин и контрольно-измерительных приборов, а также внутренних систем качества и безопасности. Для каждого вида работ, входящего в рамки лицензии, необходимо иметь не менее одного инженерно-технического работника с соответствующим аттестатом квалификации в Казахстане. Однако, процедура получения лицензии I категории является сложной и требует значительных затрат.
Пути решения - Внести изменения по упрощению процедуры получения лицензии I категории на СМР
Статус - В работе
Ход исполнения - 11.10.2024 года в адрес Департамента строительства и земельных отношений НПП РК "Атамекен" была направлена служебная записка. СЗ была отработана в рабочем порядке. В ответе Департамента строительства и земельных отношений отмечено, что для обоснования необходимо предоставить конкретные кейсы. Однако члены Отраселевого совета не располагали соответствующей информацией. Департамент сообщил, что в случае предоставления полного пакета документов от инициатора (включая служебное заявление с указанием конкретных норм, которые предполагается смягчить, статистические данные с графиками, отражающими влияние предлагаемых изменений), будет оказано содействие в рамках компетенции.
8.
Описание проблемного вопроса - Предложения по ужесточению процедуры выдачи сертификата CT-KZ.
Инициатор - Члены ОС
Краткая характеристика проблемного вопроса - Было отмечено увеличение числа недобросовестных товаропроизводителей, которые, получив сертификат CT-KZ, на самом деле являются перекупщиками, а не производителями. Эти компании выигрывают крупные тендеры, что ставит в невыгодное положение настоящих производителей. Члены совета предложили ужесточить процедуру получения сертификата, чтобы предотвратить попадание на рынок перекупщиков под видом производителей, а именно внести изменения в Приказ МТИ РК от 13 июля 2021 года № 454-НҚ
Пути решения - В соответствии с подпунктом 5 пункта 25 Параграфа 3, при предоставлении документов для определения критерия достаточной переработки товара необходимо предоставить именно электронную счет-фактуру с актом сверки или платежным поручением, так как при предоставлении накладных согласно Правилам их можно подделать;
1. При предоставлении перечня оборудования для производства и документов на производственное помещение в случае аренды предоставить график совместной эксплуатации оборудования и производственного помещения, утвержденный обеими сторонами, а также платежное поручение об аренде за последние 3 месяца; 2. В соответствии с подпунктом 10, при предоставлении трудовых договоров необходимо предоставить трудовые договоры, зарегистрированные на портале enbek.kz; 3. Согласно пункту 76 Раздела 6 «Правил осуществления деятельности по сертификации происхождения товара» от 6 ноября 2017 года № 275, при осуществлении выезда на место нахождения производства включать представителей Отраслевых советов при региональных Палатах предпринимателей в качестве экспертов.
Статус - В работе
Ход исполнения - Данные предложения были направлены СЗ в адрес Департамента сертификации происхождения товара НПП РК "Атамекен"
1. Мырзагалиев Жалгас Шарипович - ИП Мырзагалиев.
2. Архаров Булат Амангалиевич - руководитель ТОО "Каскор-Машзавод".
3. Кадыров Марат Абугалиевич - замдиректора ТОО "ZHAMAL-AI LTD".
4.Кенбеилов Баглан Мусагалиевич - зам Председателя АО "СЭЗ "Морпорт Актау".
5. Сиихов Нурберген Тулгабаевич - директор ТОО "ОЗЕН КОЙМА".
6. Айтуов Ербол Абдыашимович - вице-президент АО «KazPetroDrilling».
7. Газиз Жандос - руководитель ТОО "ТрубРемЦентр".
8. Құрманов Бауыржан Көптлеуұлы - руководитель ТОО «Проектный институт «OPTIMUM».
9. Алапанов Бекзат Нисанович - руководитель ТОО «М-Стройтранс».
10. Есбосынов Чингис Максутович - руководитель ТОО «OSS Kazakhstan».
11. Абуов Айдын Еламанович - руководитель ТОО «Caspian Technology Service».
12. Жекенова Асель Акбатыровна - ИП Жекенова.
13. Жулдубаева Римма Сииловна - руководитель ТОО «Ria Safety».
14. Алмаганбетов Баимбет Рамазанович - заместитель директора по БВР ТОО "Промвзрыв".
15. Донских Дмитрий Александрович - руководитель ТОО "Судовое оборудование и сервис".