Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Отраслевой совет транспорта и логистики

Председатель

Донских Дмитрий Александрович

Директор ТОО «Судовое оборудование и сервис» (малый бизнес в сфере судостроительства),

Член Ассамблеи народов Казахстана по Мангистауской области.

 

 

 

 

 

1.

Описание проблемного вопроса - Оказать содействие в скорейшем решении вопроса относительно второй части пункта 48 и пункта 51 Правил применения разрешительной системы автомобильных перевозок в РК в международном сообщении для перевозчиков, зарегистрированных в государствах-членах Евразийского экономического союза

Инициатор - Предприниматели-грузоперевозчики

Краткая характеристика проблемного вопроса -  Следует отметить, что после введения Приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 01.07.2022 года №378 возникли серьезные проблемы для грузоперевозчиков из Мангистауской области, городов Жанаозен и Актау, так как их основная деятельность связана с перерегистрацией и перевозкой грузов из Туркменистана, Турции и Ирана в Россию и Казахстан через таможенный пост Темир-баба. Вследствие этого около 300 грузоперевозчиков столкнулись с безработицей и выразили свой протест в регионе.
 В начале 2023 года для защиты интересов грузоперевозчиков в регионе было принято решение продлить срок вступления в силу указанного Приказа еще на один год (Приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 3 мая 2023 г. N 310 "О приостановлении действия некоторых структурных элементов приказа исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 27 марта 2015 года N 353 "Об утверждении Правил применения разрешительной системы автомобильных перевозок в Республике Казахстан в международном сообщении"). 
Это сопровождалось проведением анализа эффективности соответствующих пунктов и планированием внесения изменений. Тем не менее, до настоящего времени принятие этих изменений не состоялось.  Грузоперевозчики требуют продлить срок действия Приказа Министра транспорта РК №239 от 10.07.2024 года еще на один год, поскольку основная деятельность грузоперевозчиков связана с таможенным постом Темир-баба. По результатам встречи ОС, действие второй части пункта 48 и пункта 51 Правил применения разрешительной системы автомобильных перевозок в Республике Казахстан в международном сообщении для перевозчиков, зарегистрированных в государствах-членах Евразийского экономического союза, было продлено до 1 января 2025 года Приказом Министра транспорта Республики Казахстан от 9 февраля 2024 года № 61.

Пути решения - Внести изменения в Правил применения разрешительной системы автомобильных перевозок в РК в международном сообщении для перевозчиков, зарегистрированных в государствах-членах Евразийского экономического союза

Статус - В работе

Ход исполнения - И.о руководителя Управления контроля на автомобильном транспорте Комитета автомобильного транспорта и транспортного контроля Министерства транспорта РК подчеркнул, что на сегодняшний день разработан Проект по внесению изменений в Приказ №353 от 27 марта 2015 года, который проходит внутреннее согласование. Основная суть проекта заключается в том, чтобы оставить право на смену прицепа только для отечественных перевозчиков. В настоящее время, если все члены ЕАЭС имеют возможность использовать смену прицепа до 1 января 2025 года, то после этой даты только отечественные перевозчики смогут пользоваться данной возможностью. Вопрос находится на контроле руководства. На сегодняшний день грузоперевозчики направили обращение на имя Премьер-министра, а также в адрес Минфина и МНЭ РК.


2.

Описание проблемного вопроса - Механизм реализации Постановления Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2023 года № 1223 «Об изменении границ Мангистауской области»; Алгоритм выдачи прибрежных земельных участков;

Инициатор -  Члены ОС 

Краткая характеристика проблемного вопроса - Границы Мангистауской области изменили. Соответствующее постановление подписано Правительством РК.
Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2023 года № 1223 «Об изменении границ Мангистауской области».

Пути решения - Разработать механизм реализации Постановления Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2023 года № 1223 «Об изменении границ Мангистауской области»

Статус - В работе

Ход исполнения - Руководитель отдела земельных отношений Управления земельных отношений Мангистауской области информировал о том, что сначала расширенные земельные участки будут разделены и закреплены за каждым районом. Затем эти участки будут согласованы с территориальными инспекциями и пограничными подразделениями в соответствии с требованиями Земельного кодекса. Постановление будет выдано, и каждый район разделит земельные участки на кварталы и зоны. Полагается, что весь процесс займет около 6 месяцев. После завершения всех этих процедур можно будет подать заявку на получение земельного участка.


3.

Описание проблемного вопроса - Реализация платной трассы «Актау-Бейнеу»;

Инициатор - Члены ОС 

Краткая характеристика проблемного вопроса - Согласно приказу Министра, платность трассы должна была быть введена с 1 декабря 2023 года. Однако из-за несоответствия состояния дороги введение тарифов отложено. 

Пути решения - Введение платной трассы 

Статус - В работе

Ход исполнения - Заместитель директора Мангистауского областного филиала АО «НК «ҚазАвтоЖол» отметил, что вопрос введения платности на трассе Актау-Бейнеу обсуждается уже не первый год.
Согласно приказу Министра, платность трассы должна была быть введена с 1 декабря 2023 года. Однако из-за несоответствия состояния дороги введение тарифов отложено. 
Отметил, что перед введением платы необходим тщательный осмотр трассы, чтобы обеспечить повышенное качество услуг. Планируется поэтапное внедрение платных автомобильных дорог II и III категорий технического состояния в течение текущего года, включая участок Актау-Бейнеу (454 км). Плата за проезд вводится при обеспечении высокого качества и безопасной скорости движения. Запланирован весенний осмотр участка Актау-Бейнеу для оценки соответствия нормам, после чего будет принято окончательное решение о введении платности. Средства, полученные от платных дорог, будут направлены на приобретение техники для обслуживания и уборки дорог.


4.

Описание проблемного вопроса - Изменения по утилизационному сбору для грузовых автомобилей

Инициатор - Члены ОС 

Краткая характеристика проблемного вопроса - С 14 мая 2022 года в Казахстане действует нулевая ставка утильсбора за седельные тягачи, используемые на международных перевозках грузов, полной (технически допустимая максимальная) массой от 12 до 50 тонн. С 1 января 2025 года за тягачи нужно будет платить 550 МРП. Грузоперевозчики не могут конкурировать с перевозчиками РФ и Белорусси, так как у них отсутствует утильсборы. В 2022–2023 годах автоперевозчики не смогли в полной мере воспользоваться этой возможностью из-за финансовых трудностей, вызванных восстановлением после пандемии.
С 2024 года процесс обновления автопарка начал набирать обороты. В этой связи перевозчики считают необходимым рассмотреть возможность продления отмены утилизационного сбора до 2027 года. Например, тягач марки DAF 2018 года выпуска стоит в Европе около 20 тысяч евро. Однако перевозчику дополнительно требуется оплатить 7 млн тенге за первичную регистрацию и 2 млн тенге за утилизационный сбор. С учетом НДС, таможенных пошлин и транспортных расходов общие затраты превышают 10 млн тенге, что значительно увеличивает стоимость.В этой связи, просит продлит данную нулеву ставку еще на 3 года. Также отметили, что грузоперевозчики РК с Турменистана привозят груз на 3000$, а грузоперевозчики Туркменистана снизили данную сумму до 2000$. Причина снижения связана тем, что в Турменистана цена солярки гораздо дешевле по сревнению с Казахстаном. То есть за 1 литр – 30-40 тг, а в Казахстане – 290 тг. Также в грузовом машине у них имеются большие баки для солярки, где они продают в Казахстана за 1 л – 220-250 тг, то есть контрабанда дизтопливы. Также все знают что войти на территорию Туркмениста очень сложно, необходимо оплатить за визу свыше 500$ и другие налоги. К примеру, за 1 бланк ЦМР (CMR) в Туркменистане нашим перевозчикам продают за 420$, а у нас в Казахстане когда 1 бланк стоит 1$. То есть демпенгует у нас в Казахстане. Просит проконтролировать данную ситуацию.

Пути решения - Продление нулевой ставки утильсбора за седельные тягачи

Статус - В работе

Ход исполнения - Руководитель Управления международных автомобильных перевозок Комитета автомобильного транспорта и транспортного контроля Министерства транспорта РК подчеркнул, что международное соглашение, подписанное с Туркменистаном, будет ратифицировано и вступит в силу в следующем году. Основой для этого соглашения является сложившаяся ситуация на северном маршруте до Европы (РФ-Беларусь-страны Европы), где из-за геополитических обстоятельств отечественные перевозчики сталкиваются с трудностями. К этим трудностям относятся к примеру полное закрытие пропускных пунктов, усиление некоторых контрольных процедур, нехватка бланков и другие проблемы. В связи с этим необходим альтернативный маршрут. Для обеспечения альтернативного маршрута через Туркменистан, Иран и Турцию, а также для выхода в другие страны или в Персидский залив, предпринимаются соответствующие меры.
В настоящее время, по данным таможенных органов, в Туркменистан прибывают около 6000 перевозчиков, в то время как с нашей стороны отправляется более 4000 перевозчиков. Все основания для соглашения были доказаны, и международное соглашение было подписано. 
Кроме того, предложил направить вопросы, связанные с СМР и проблемные вопросы со стороны Туркменистана в адрес Комитета автомобильного транспорта и транспортного контроля Министерства транспорта РК. Эти вопросы планирует обсудить с Туркменистаном в дальнейшем. Также отметил, что по информации КАЗАТО до введения указанных законодательных поправок количество членов ассоциации составляло 7600. С 2022 года за три года это число увеличилось до 9700 участников, представляющих перевозчиков, осуществляющих дальние международные перевозки.
Уполномоченными органами по вопросу утилизационного сбора являются Министерство экологии и природных ресурсов, которое внедряет эту норму, и Министерство промышленности и строительства, согласующее ее.
На сегодняшний день, согласно предоставленной информации, продление действующего моратория на утилизационный сбор не предусмотрено. Однако, если со стороны перевозчиков поступит значительное количество предложений, данный вопрос может быть поднят вновь.


5.

Описание проблемного вопроса - Отсутствие уведомлений о штрафах на платных республиканских дорогах

Инициатор - Члены ОС 

Краткая характеристика проблемного вопроса - Грузоперевозчики отметили, что на сегодняшний день в транспортную инспекцию поступает около 8000–10000 протоколов, сформированных с помощью дорожных камер. Эта проблема частично касается АО «НК «КазАвтоЖол», однако в налоговом законодательстве такие ситуации не урегулированы.
Например, на платных дорогах, если легковой автомобиль пересекает пункт оплаты, система рассчитывает сумму, такую как 200 тенге за участок между Астаной и Кокшетау. Оплату необходимо произвести в течение 7 дней, однако уведомления о необходимости оплаты не приходят. Водителю приходится самостоятельно проверять баланс через приложение Kaspi, что создает значительные неудобства.
При любом нарушении правила уведомления о штрафах приходят автоматически, однако за неоплаченный проезд по платным дорогам пени или напоминания не предусмотрены.
Для перевозчиков эта проблема особенно остра. Если транспортное средство пересекает 7 пунктов оплаты, и хотя бы по одному из них задерживается оплата, то транспортная инспекция автоматически выписывает штрафы, что значительно увеличивает финансовую нагрузку.
В целях улучшения ситуации предложил внести изменения в законодательство. Вместо крупных штрафов предусмотреть начисление пени или отправку напоминаний о необходимости оплаты. Если бы такие уведомления поступали на номера телефонов водителей, они могли бы вовремя оплачивать проезд. Это позволило бы избежать ситуации, когда за просрочку в 1 день штраф достигает 18 000 тенге, хотя изначальная сумма составляла всего 200 тенге.

Пути решения - 1. Рассмотреть возможность увеличения срока для погашения задолженности с момента получения уведомления, поскольку на некоторых участках дорог отсутствует стабильная сотовая связь, и пользователи могут не получать СМС-уведомления вовремя. Это может повлиять на своевременное информирование о задолженности и, соответственно, на оплату. 2. Рассмотреть возможность внедрения механизма, при котором пользователи с задолженностью не смогут заехать на платные участки, пока не погасит свою задолженность. Таким образом, условием для въезда на платную дорогу будет отсутствие задолженности по предыдущим платежам

Статус - В работе

Ход исполнения - Руководитель службы по работе с пользователями АО «НК «КазАвтоЖол» сообщил, что срок добровольной оплаты задолженности, в соответствии с нормами Гражданского кодекса Республики Казахстан, составляет семь дней. СМС-уведомления отправляются на седьмой день, так как до этого момента задолженность формально не считается состоявшейся. Это позволяет избежать конфликтных ситуаций. Раннее уведомление (например, на второй или третий день) невозможно, поскольку задолженность еще не оформлена.
Также пояснил, что нормы штрафов или пени не предусмотрены, так как это указано в публичном договоре. Согласно пункту 24 Правил взимания платы за проезд по платной автомобильной дороге общего пользования республиканского значения, документы пользователей, не оплативших задолженность, передаются в инспекцию транспортного контроля на восьмой день. На постоянной основе проводится анализ задолженностей. На седьмой день после образования задолженности пользователям отправляется СМС-уведомление с напоминанием о необходимости оплаты. Однако проблема заключается в том, что база данных КазАвтоЖол интегрирована с базой МВД, откуда берутся идентификационные данные и номера телефонов. Если пользователь при регистрации указал некорректный номер телефона или он вовсе отсутствует, СМС-уведомление не будет доставлено. Если же номер указан корректно, пользователи своевременно получают уведомления.


1. Донских Дмитрий Александрович - руководитель ТОО "Судовое оборудование и сервис"

2. Аймурзаева Раушан Нургалиевна - руководитель ТОО "Асыл Транс Груп"

3. Жолдыбаева Меруерт Алпысбаевна - руководитель АО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ АКТАУ"

4. Утебалиева Дариха Иргалиевна - экс-руководитель Мангистауский областной филиал акционерного общества "Казпочта".

5.Мустафин Жубаныш - ИП "Green Light".

6.Шамов Берекет Бахджанулы - руководитель ТОО "EXDEL".

7 Тулегенов Амирбек Бекбасарович - руководитель ТОО "АҚ ЖОЛ ҚҰРЫЛЫС".

8. Шарафи Тимур - руководитель ТОО "Судоремонтное предприятие "Арсенал".

9. Ахетов Алибек Абилмажитович - Филиал ООО "KMG Ship Management" (КМ Шип Мэнэджмент) в РК.

10. Найзабеков Марат - международный грузоперевозчик Мангистауской и Атырауской области.

11. Раваева Ольга Анатольевна - руководитель ТОО "СпецТрансСнабМангистау".

12. Джулдасова Светлана Тугеловна - руководитель отдела по связям с общественностью ТОО "Судовое оборудование и сервис".

13. Ахметов Махамбет - ИП "Ахметов", грузоперевозчик.

Дочерние организации

Партнеры