Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Цифровой аркан или благо для рынка? - почему бизнес и Минторг спорят о «паспорте» каждого товара

22 Декабря 2025
866 просмотров

Национальная палата предпринимателей «Атамекен» совместно с госорганами приступит к детальной проработке проблемных вопросов, связанных с внедрением НКТ.

 

 С 1 января 2026 года торговая жизнь Казахстана изменится навсегда.  Национальный каталог товаров (НКТ) станет обязательным. В Минторговли обещают прозрачность и «обеление» экономики, но предприниматели видят в этом новую бюрократическую ловушку. 

Идея правительства амбициозна - присвоить каждой единице товара, продаваемой в республике, уникальный цифровой код (NTIN). Это своего рода «цифровой паспорт». По задумке, система позволит государству точно знать, сколько бутылок молока или пачек цемента было продано в стране, по какой цене и какого они качества.

Вице-министр торговли и интеграции Асет Нусупов на недавней встрече с бизнесом, проходившей на площадке НПП был категоричен. Законодательные нормы уже приняты, и 2025 год станет последним подготовительным этапом. С начала 2026-го обязанность по заполнению каталога ляжет на плечи производителей и импортеров.

«Мы создаем единый язык для всех информационных систем – государственных и частных. Товар должен узнаваться мгновенно, вне зависимости от того, где его сканируют – на таможне или в магазине у дома», – подчеркнул вице-министр.

Но, за красивыми словами о цифровизации скрывается тревога реального сектора.

Председатель комитета развития МСБ Сакен Карин указал на юридическую уязвимость предпринимателей.

Главным камнем преткновения является отсутствие юридических норм, закрепленных в нормативных актах. В свою очередь, бизнесу поступило предложение заключить некое трехсторонне соглашение (МТИ, МФ и Нацпалата), которое документально регламентировало бы отсутствие штрафов и этапность по категориям бизнеса. Но предприниматели понимают, что такое соглашение не является нормативным актом.

«Если завтра придет проверка из налоговой, никакой меморандум нас не защитит. Статья 31 Закона «О регулировании торговой деятельности» прямо требует коды. Нам нужны не обещания, а приказы и постановления, где четко прописаны сроки и отсутствие штрафов для МСБ», – заявил Сакен Карин.

Особенно эмоционально выступила член комитета МСБ Марина Бошель, назвав текущий диалог разговором слепого с глухим. По её мнению, подобные онлайн-совещания не позволяют чиновникам увидеть реальность, что у владельца маленького магазина в селе нет штата IT-специалистов, чтобы обрабатывать тысячи карточек товаров.

Градус дискуссии повысили представители профильных ассоциаций. Исполнительный директор Ассоциации прямых продаж РК Анастасия Калашникова и вовсе назвала НКТ провальной идеей, которая приведет к удорожанию продукции.

«Зачем создавать национальный велосипед, когда есть международные коды? Каждая фотография, каждое описание в каталоге — это затраты бизнеса, которые в итоге оплатит потребитель из своего кармана», — считает эксперт.

Вопросы бизнеса были также касательно дублей в НКТ. При регистрации карточки, предприниматели сталкиваются с тем, что аналогичный товар и описание к нему уже есть. В результате происходит путаница.

Как сообщила директор департамента цифровых сервисов Центра развития цифровой экономики Инкар Хусаинова, дубли появились по причине сбора информации о товарах с торговых сетей, маркетплейсов при тестировании системы. Эксперт отметила, что дубли будут чиститься, далее проведут деактивацию карточек.

Технические нюансы: что регистрировать, а что нет?

Чтобы успокоить рынок, вице-министр торговли Асет Нусупов внес ясность, приведя в пример общепит.

 Так, рестораторам не нужно регистрировать плов или стейк. Но если кафе продает упакованный продукт или готовый сэндвич в пленке — код обязателен.

Песок или кирпичи в кузове регистрации не подлежат. Аналогично — запчасти, которые меняются внутри автозавода. Но если тот же амортизатор лежит на полке магазина в коробке — он должен быть в НКТ.

Минторг обещает связать систему с Kaspi.kz и таможней. Идеальный сценарий -  импортер завозит товар, данные подтягиваются автоматически, и конечному продавцу ничего заполнять не нужно.

На текущий момент в базе НКТ уже 17 млн позиций.  Но доверие бизнеса к системе пока остается низким. Главный вопрос — успеет ли Минторг до конца 2025 года создать обещанный «автоматический рай», где карточки товаров будут формироваться сами собой, или малый бизнес захлебнется в цифровой отчетности.

Пока же НПП «Атамекен» приступит к детальной проработке проблемных вопросов, связанных с внедрением НКТ. О переходе на новый формат взаимодействия с бизнес-сообществом сообщил заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Тимур Жаркенов.

По его словам, в адрес Палаты поступили обращения от предпринимателей, касающиеся технической и методологической неготовности к запуску НКТ. В связи с этим «Атамекен» меняет тактику - вместо общих дискуссий работа будет сосредоточена в рамках узкопрофильных отраслевых подгрупп.

Кстати, вопросы, которые задавались в чате зума онлайн-совещания также были направлены в госорганы для получения ответов.

«Мы получили ваши вопросы и сейчас разбиваем их по отраслям. На следующей неделе мы начнем точечные встречи именно в разрезе отраслевых подгрупп. Это позволит нам структурировать процесс и найти решения для специфических проблем каждого сектора», — отметил Тимур Жаркенов.

Особое внимание НПП уделяет неразрывной связи товарного учета с налоговым администрированием. К работе привлечены сразу два профильных подразделения НПП: Департамент торговли по вопросам формирования карточек, штрихкодирования и логистики и Департамент налогообложения по вопросам ЭСФ.

Как утверждает Тимур Жаркенов, эти вопросы взаимозависимы и рассматривать внедрение каталога в отрыве от налоговых последствий невозможно.

НПП продолжает активный сбор предложений от предпринимателей. Все данные будут консолидированы и доведены до профильных министерств в рамках утвержденного графика рабочих встреч.

«Просьба высылать свои вопросы. Мы продолжаем их сбор для консолидации. С вашего согласия мы будем прорабатывать их в отраслевом режиме, чтобы максимально эффективно донести позицию бизнеса до госорганов», — резюмировал зампред правления НПП.

Предпринимателям рекомендуют поддерживать постоянный контакт с профильными департаментами палаты «Атамекен» для оперативного включения своих кейсов в повестку предстоящих заседаний.

 Госорганы и бизнес договорились перейти от Zoom-конференций к очным встречам. Ближайшие месяцы покажут, станет ли Национальный каталог инструментом прогресса или превратится в очередной барьер для предпринимательства.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры

405174